"Инофорум: слушаем мир, отвечаем миру"
©StatisRF
ИноФорум

22 Сентября 2016

Этнонационализм в современной России

Этнонационализм в современной России


Этнонационализм в современной России


Якуб Игначак

Русский национализм, обычно, сочетается с империализмом и православием. Особенно сильно сегодня евразийское направление. Очевидно, что так понимаемый национализм будит в поляках решительный протест. Православный национализм не имеет этнического характера. Считается только признание православия ведущей религией и преданность делу России-Евразии.

Совершенно другой характер имеет русский этнонационализм. Он требует государственной поддержки в русском народе, даже если это будет связано с потерей части территории. Этнонационалисты выступают также против империализма и часто опираются на неоязыческую религию.

Намеренно используется здесь термин „ruski” (русский), а не „rosyjski” (российский), так как в русском языке эти понятия имеют совершенно разный смысл. Термин „Русский” означает белого славянина, коренного жителя Руси. А Россиянин это любой гражданин Российской Федерации, независимо от национальности.

В настоящее время в России официально действует много националистических группировок. Некоторые из них даже имеют своих представителей в Думе. Все, однако, поддерживают империалистическую политику государства и разрешены Кремлем.

Зато радикальные этнонационалисты, как подвергающие сомнению официальную политику государства и доминирующую религию ставятся полностью вне системы. Много группировок этого типа даже не имеют официальной регистрации и действуют нелегально. Эти среды с антисистемным и антикоммунистическим характером, как правило, более искренние в своих стремлениях, чем признаные государством имперские националисты.

Конфликты между славянами и другими народами Евразии существовали уже с момента возникновения русского государства. После битвы на Куликовом Поле в 1380 году произошло освобождение Руси от татарского ига. Вскоре после этого московские цари начали свою экспансию на Восток и Юг. Во времена Ивана Грозного побеждены Крымское и Астраханское ханства. Это привело к поглощению государством больших масс неславянского населения. Часто доходило до смешанных браков.

Российский империализм достиг своей вершины в эпоху Советского Союза, когда удалось овладеть почти всей Евразией. Русские составляли тогда около 70% жителей СССР. Ситуация изменилась, когда в результате падения коммунизма много азиатских советских республик обрели независимость. По данным переписи 2010 года русские составляли 80,9% жителей России.

Официальные данные, однако, далеки от истины, потому что Россия, как и Западная Европа много лет борется с проблемой нелегальной иммиграции. Оценивается, что в России проживает примерно 10-12 млн мигрантов из постсоветских республик Центральной Азии. Кроме того, проблема внутренней миграции жителей северного Кавказа (Чечни, Дагестана и Ингушетии) в европейскую часть России.

Иммигранты находятся, как правило, в больших городах. Часто живут в крайней нищете. Создают этнические и религиозные гетто. Большинство из них нелегально работает на стройках и в мелкой торговле. Рынки и базары в российских городах являются традиционным местом пребывания так называемых „czarnodupców” (черножопых), как презрительно называют приезжих из Азии и Кавказа.

Так же, как и на Западе, в России все еще жива проблема мусульманского терроризма, связанного с радикальным исламским течением салафитов. Источником салафизма является, конечно, северный Кавказ, хотя он также завоевывает сторонников даже в районах, до сих пор занятых умеренным исламом, как Татарстан. Политическим плечом салафитов является объявленная вне закона партия Освобождения Ислама.

Доктор наук Йоахим Дец из Института России и Восточной Европы ягеллонского университета отмечает, что исламская проблема добралась даже к самым западным частям России, таким как Калининградская область. Во время попытки строительства мечети в Калининграде в 2010 году дошло до протестов.

Мусульманские народы характеризуется многодетностью, а кроме того, по причине воздержания от употребления спиртного имеют значительно большую среднюю продолжительность жизни чем у русских, которые медленно становятся вымирающим народом. Наряду с демографическими изменениями в обществе меняется также национальный и религиозный состав российской армии. В Волжанско-Уральском Военном Округе (нет такого. Прим. пер.) численность мусульманских солдат достигла уже 50%. Кроме православных попов в качестве капелланов все чаще и чаще принимают на службу исламских мулл.

Огромной проблемой является также высокая преступность в среде иммигрантов. Особенно это касается известных нечеловеческой жестокостью кавказских банд. С 2013 года увеличивается количество нападений, в том числе убийств, совершенных мигрантами, жертвами которых являются этнические русские. Это провоцирует антикавказские настроения. Запальной искрой для этнического конфликта было убийство молодого болельщика московского Спартака Егора Свиридова, совершенного на автобусной остановке группой чеченских бандитов. Убийца Аслан Черкесов подкупил чиновников и избежал наказания, несмотря на то, что имел на счету многочисленные кражи. В протесте против этой несправедливости 11 декабря 2011 года националисты и фанаты организовали в Москве большую антииммиграционную демонстрацию. На Placu Maneżowym (Манежная площадь) собралось 50 тыс. людей. Дошло до беспорядков жестоко подавленных ОМОН-ом. Погибли 4 иммигранта, 65 митингующих были арестованы. После этого, в годовщину смерти Егора во многих городах России проводятся националистические манифестации, посвященные ему и другим молодым бойцам, „павшим в этнических боях”.

Российская версия фашизма родилась сразу после Октябрьской Революции 1917 года в среде белой эмиграции. Тогда возникло много группировок антибольшевистского, крайне консервативного, монархического и фашистского характера, таких как Rosyjski Związek Faszystowski (Российский фашистский союз) или Narodowy Związek Pracowniczy Nowego Pokolenia (Национальный трудовой союз нового поколения). После прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии, многие из этих группировок приняли национально-социалистическую программу, надеясь, что с помощью немецкой армии получится освободить страну из-под большевистского ига.

После поражения Третьего Рейха в 1945 году союзники передали в руки советских властей всех россиян, воевавших на немецкой стороне. Очевидно, что после войны в коммунистическом тоталитарном государстве национальный социализм не имел шансов на возрождение.


Однако даже здесь существуют исключения. Михал Соска пишет о созданной в конце 40-х годов XX века несовершеннолетними учениками элитной школы им. Виссариона Белинского организации „Czwarta Rzesza” (Четвертый Рейх). Ее члены собирались в тайных кружках, где читали „Майн Кампф” и носили повязки со свастикой. По Соске в течение всего периода существования СССР таких организаций было больше. Но они опирались, как правило, на молодежь, имели малочисленный состав и были быстро разбиты.

Первой серьезной этнонационалистической организацией было объединение „Pamiat” (Память), возникшее в 80-е годы XX века. Чтобы не нарываться на притеснения со стороны властей „Pamiat” не провозглашала явного антикоммунизма. Официально оно было основано как историческое общество, занимающееся исследованием истории древней Руси. Его идеология заключалась во враждебности по отношению к евреям, масонам и гнилому Западу.

После распада СССР подавляемый этнический национализм русских возродился. Различные национальные организации начали возникать, как грибы после дождя. Изначально они имели весьма синкретичный характер. Соединяли православную мистику с коммунистической символикой. Апогеем этого так называемого „союза крайностей” была оборона Белого Дома в 1993 году, где против войск верных легальному президенту Борису Ельцину плечом к плечу стояли православные националисты, национал-коммунисты и фашиствующие скинхеды. Это был последний акт такого единства. С тех пор этнонационалисты и твердолобые коммунисты стали врагами, хотя в определенные моменты и объединяют силы.

Первым зарегистрировалось Rosyjska Jedność Narodowa (Русское Национальное Единство, РНЕ, RNJ) Александра Баркашова. А. Баркашов начинал карьеру как активист „Памяти”, из которой ушел разочарованный отсутствием нажима на расовые вопросы и излишним идеализированием царской России. Он был одним из руководителей обороны Белого Дома. В первой половине 90-х годов XX века именно А. Баркашов был признан ведущим идеологом русского национального социализма. Он собрал вокруг себя радикальную молодежь, часто происходящую из субкультуры скинхедов.

РНЕ это фашистская и национал-социалистическая группировка. Ее члены носят черные мундиры, что является отсылкой к традиции Черных Сотен. Приветствуют друг друга поднятой рукой и криком „Sława Rusi” (Слава России). Эмблемой организации является свастика, которую ее члены считают за древний российский символ. РНЕ продвигает враждебность по отношению к евреям, иммигрантам и либеральному Западу.

В 2000 г. в московском отделении РНЕ произошел раскол. А. Баркашова исключили из организации за то, что серьезно избитый левыми боевиками он отрекся от своих взглядов. Многое указывает на то, что это был предлог, так как большой группе активистов давно не нравились вождистские поползновения A. Баркашова. В настоящее время РНЕ по-прежнему существует. Но как организация полностью маргинальная.

Еще одной важной группировкой был Sojusz Słowiański (Славянский Союз) основанный в 1999 году Дмитрием Демушкиным. Это была экстремистская организация с национал-социалистическим характером. В своей программе она провозглашала стремление к депортации всех иммигрантов и построения „ Rosji dla Ruskich ” (России для русских). Много активистов Славянского Союза пало жертвой до сих пор необъяснимых убийств. В 2010 году эта организация была, в конечном счете, объявлена вне закона.

В 2002 году после насилия, которое группа таджиков совершила по отношению к молодой русской девушке в городе Химки, образовалось Ruch Przeciw Nielegalnej Imigracji (Движение против нелегальной иммиграции, ДПНИ, DPNI). Во главе его встал молодой умный и харизматичный адвокат Александр Белов. Целью движения было завершение политики либерального отношения к бандитам с Кавказа и Центральной Азии. ДПНИ требует высылки из России нелегальных иммигрантов, а также введения запрета на торговлю для понаехавших в Россию. Упомянутый Йоахим Дец из Ягеллонского университета утверждает, что эта группировка имеет также антикоммунистический и антилиберальный характер. Однако отмечает, что она официально не скатывается до национал-социализма.

ДПНИ является организатором знаменитого Ruskiego Marszu (Русского марша), который проводится ежегодно в день народного единства 4 ноября во многих городах России, и даже Украины и Молдовы. Целью марша является обратить внимание общества на проблему насилия со стороны иммигрантов и либеральной политики в отношении агрессивных цветных пришельцев. В марше дружно принимают участие все этнонационалистические группировки, однако он, прежде всего, является большим организационным успехом ДПНИ.

С 2008 года ДПНИ не желая подвергать себя риску объявления вне закона, начало смягчать и либерализировать свою радикальную риторику и бороться с властью, апеллируя к идее гражданского общества. А. Белов, против которого продолжался уголовный процесс за подстрекательство к национальной розни, ушел с поста председателя, для очищения атмосферы. В 2010 году ДПНИ объединилось с Ruskim Obrazem (Русским Образом), другой этнонационалистической организацией православного характера.

Когда ДПНИ начало приобретать все большее влияние власти решили объявить организацию вне закона в соответствии со статьей 282. Она касается борьбы с ненавистью по этническому и национальному признаку. Ее положения настолько неконкретны, что без проблем позволяют оглашать приговор неудобным для Кремля националистическим активистам. В итоге запрещение ДПНИ произошло в апреле 2011 года.

А. Белов не сдался. Вместе с лидером запрещенного Славянского Союза, упомянутым Дмитрием Демушкиным основал еще одну организацию под названием „Ruscy” (Русские). По идее это должна была быть консолидация всех этнонациональных сил в России. Однако стержень „Русских” составляют, прежде всего, активисты двух крупнейших нелегальных группировок: Славянского Союза и ДПНИ.

В своем манифесте „Русские” провозглашают строительство моноэтнического государства и освобождение страны от „всех этнопреступников, воров и коррумпированных чиновников”. Эта группировка имеет крайне антикоммунистический характер. „Русские” утверждают, что потеряли родину вместе с революцией 1917 года. и до сегодняшнего дня ее не вернули. Организация осуждает империализм. Они поклоняются флагу династии Романовых только для того, чтобы показать презрение нынешней системе.

Эта организация действует на территории всей России, за исключением автономных республик Чечни, Дагестана и Ингушетии. Эти территории она не признает полноправной собственностью русских и выступает за предоставление им полной независимости в обмен на депортацию из России всех приходящих оттуда иммигрантов. Делегация „Русских” с Д. Демушкиным во главе провела даже в Грозном переговоры с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым.

„Русские” находятся в глубокой оппозиции к правлению президента России Владимира Путина. В 2011 году они призывали к бойкоту выборов путем дописывания на избирательных листах несуществующей „Partii Ruskich Nacjonalistów” (Партии Русских Националистов) ставя на ней крестик. Этот перформанс должен был служить обращению внимания на проблему отсутствия легитимизации власти.

11 мая 2011 года организация устроила пресс-конференцию на Манежной площади в Москве. Ее участники были жестоко атакованы силами правопорядка. Самого Д. Демушкина арестовали после конференции у его дома. На следующий день были задержана пресс секретарь организации Елена Денежкина, которая пыталась выступить с заявлением.

4 декабря 2011 года. протесты „Русских” против фальсификации результатов выборов были подавлены ОМОНом. Тогда арестовали многих ведущих активистов движения, в том числе А.Белова. Другой лидер движения, Владимир Ермолаев был силой выброшен сотрудниками комиссии, где он был наблюдателем. Многие члены организации сейчас находятся в тюрьмах. Однако, несмотря на эти проблемы, „Русские” являются в настоящее время ведущей группировкой этнонационалистов. Их козыри это последовательность программы и большое количество преданных делу активистов.

Желая в полной мере представить феномен русского этнонационализма необходимо помимо организаций чисто политических описать также ряд неформальных групп, работающих без официальной регистрации. Обычно они работают в сфере молодежной культуры. К сожалению, растет число экстремистских групп, которые прямо выбрали путь борьбы при помощи уличного насилия и террора. Их члены совершили уже много убийств.

Первые банды скинхедов появились в России еще в период распада СССР. Они были связаны с футбольными болельщиками. Изначально не было другой идеологии кроме примитивного расизма и нацистской символики. Но именно из таких сред происходят наиболее опасные организации, такие как связанная с болельщиками Санкт-Петербургского Зенита Mad Crowd и Bojowa Organizacja Terrorystyczna (Боевая террористическая организация). Они быстро сбросили скинхедовскую оболочку, чтобы легко вписаться в толпу. Российская полиция добилась больших успехов в борьбе с организациями национальных экстремистов. Однако борьба не имеет конца, потому что эти группы не связаны друг с другом. На месте одной разбитой всегда появляются новые, готовые убивать дальше.

Здесь следует упомянуть о разбитой группе Формат 18, которая выложила в интернете видео, на которых члены группы бьют и унижают смуглолицых иммигрантов и леваков. Изначально видео были постановочными. Однако, очарованая насилием молодежь вскоре начала совершать настоящие нападения.

В 2009 г. в Москве экстремисты застрелили левого адвоката защищавшего имигрантов Станислава Маркелова и журналистку левой „Nowej Gaziety” (Новой газеты) Анастасию Бабурову. За совершение этого преступления осудили двух активистов Русского Образа: Никиту Тихонова и Евгению Хасис. Несмотря на то, что оба не признали вину и не было достаточных доказательств по делу, суд приговорил Н. Тихонова к пожизненному заключению, а Е. Хасис к 18 годам колонии.

Самая большая сейчас неформальная группа это Wotan Jugend, связанная с черно-металлической группой M818th. Лидер коллектива просидел несколько лет в психиатрической больнице за убийства и вооруженные нападения. Идеология Wotan Jugend это синкретичная смесь национал-социализма, панславизма и арийской языческой мистики. Группа отказывается от политики империализма. Провозглашает в тоже время возвращение к идее объединения всех Русов, которая царила в дохристианские времена. Wotan Jugend демонстрирует также антихристианство и неприязнь к православному духовенству. Среди русских национал-радикалов это часто встречающаяся позиция. В отличие от православных националистов, этнонационалисты не признают Россию как отдельную византийскую цивилизацию, только неотъемлемой частью белой Европы. Несмотря на явное провозглашение нацизма Wotan Jugend доброжелательно относятся к полякам. На их сайте даже есть ссылки на польские национальные порталы.

Wotan Jugend проявляет наибольшую активность на поле широко понимаемой молодежной культуры. Организует музыкальные концерты, турниры боевых искусств и производит цветные наклейки. Наклейки с логотипом Wotan Jugend можно видеть на стенах не только в России, но и во многих городах Украины и Молдовы. Члены группы ежегодно готовят также графическое оформление для упомянутого Русского Марша. С этой группой связан Умка, самый известный национальный уличный художник. Wotan Jugend организуют также сбор средств на юридическую помощь для политических заключенных, в том числе для виновников убийств и покушений.

Многие пропагандистские материалы Wotan Jugend имеют очень агрессивный характер и призывают к активной борьбе с системой и с ненавистными „черножопыми”. Группа размещает в Интернете видео обучающее приемам борьбы с боевым ножом. Национальные радикалы понимают, что такая деятельность часто заканчивается смертью, или многолетним заключением. Их часто жестоко лупили в полицейских участках. Несмотря на это они не прекратили своей борьбы.

В тоже время положительным аспектом является то, что среди этнонационалистов превалирует мода на здоровый образ жизни без вредных привычек и субкультура straight edge (четкая грань). На организованный Wotan Jugend музыкальный фестиваль Asgarda Reid не допускаются люди под воздействием наркотиков. Во время мероприятия действует запрет на употребление алкоголя и курение сигарет. Этнонационалисты понимают, что русский народ убивает себя этими привычками быстрее, чем другие народы Европы. Самый популярный лозунг на всех демонстрациях: „Ruski znaczy trzeźwy” (Русский значит трезвый). Наиболее радикальные активисты совершают даже нападения на магазины с алкоголем и сигаретами.

Русская версия straight edge это, помимо здорового образа жизни также активные занятия спортом, в основном боевыми искусствами. Каждый год проводится любительский турнир ММА (Смешанные Боевые Искусства) под названием „Duch Wojownika” (Дух Воина). Он имеет национальное оформление. Его главным спонсором является компания по производству одежды White Rex, основанная этнонационалистами, которые таким образом хотят популяризировать среди молодежи здоровый спортивный образ жизни и MMA. Спортивный уровень турнира „Дух Воина” настолько высок, что лучшие участники часто потом начинают карьеру в престижной российской федерации M1 Global. Такие турниры поддерживают известные участники российского ММА, как бывший чемпион в тяжелом весе M1 Global Роман Зенцов. Турниры „Дух Воина” были организованы не только в России но также на Украине, в Молдове и даже в Италии. Это именно благодаря активности в области столь популярного в России вида спорта как ММА этнический национализм распространяется на широкие круги потребителей.

Наконец, стоит еще упомянуть о национально-популистической организации Narodowa Wola (Народная Воля). Она имеет очень позитивную программу и работает мирными методами. Эта группировка откололась от большей лево-национальной организации Wolnica (Вольница). Создателям Народной Воли не нравилась левацкая идеология Вольницы, которая начала уже полностью отходить от национализма.

Народная Воля, как свое название, как и идеологию заимствовала у действующей в XIX веке организации Ziemla i Wola (Земля и Воля), а также и мысли Александра Герцена. Также как и А. Герцен Народная Воля представляет очень доброжелательное отношение к Польше и полякам. Она осуждает любой шовинизм. Провозглашает, что каждый народ имеет право на самоопределение и должен быть хозяином в собственном государстве. Такая идеология получила название этноплюрализм. Организация обращает внимание на то, что русские стали в своей стране угнетенным меньшинством.

Народная Воля подчеркивает также роль социальной солидарности и народности в государстве. Является группировкой полностью светской. Однако заявляет одобрительное отношение к доминирующей православной религии. Помимо России имеет свои филиалы на Украине. Уже много лет работает на благо примирения этих братских славянских народов. В настоящее время Народная Воля является маргинальной организацией, хотя и очень активной.

И сейчас по-прежнему доходит до этнических стычек на улицах больших российских городов. Жестокость и ненависть растут по обе стороны. Виноваты, прежде всего, жестокие бандиты с Кавказа и Центральной Азии, а также власти Федерации, которые проявляют по отношению к ним непонятную терпимость. Хорошо это показывает пример полицейского, который пытался на Bazarze Matwiejewskim (Матвеевском рынке) в Москве задержать чеченца подозреваемого в изнасиловании русской 15-летки. Он был жестоко избит родственниками задержанного. У него зарегистрированы обширные травмы черепа. Другие полицейские не реагировали, боясь довести до стрельбы. В другом городе чеченцы убили молодого солдата воздушно-десантных войск. Таких актов насилия много. Они вызывают ненависть и жажду мести со стороны русских. Обе стороны не стесняются в средствах.

Президент В. Путин пытается сгладить ситуацию. Российский президент осознает, что его власть постепенно начинает ослабевать, и взрыв этнических беспорядков, конечно же, не в его интересах. Власть действует в двух направлениях. С одной стороны, преследует националистов в соответствии с печально известным законом 282. С другой полиция устраивает показные акции на рынках освоенных иммигрантами. В любом случае это не решает конфликта. Должны быть приняты соответствующие политические решения, регулирующие вопрос имигрантов в России. В противном случае могут вспыхнуть беспорядки на этнической почве в гораздо большем масштабе, чем в 2010 году.

Оригинал статьи: http://geopolityka.org/analizy/jakub-ignaczak-etnonacjonalizm-we-wspolczesnej-rosji
Переводчик: Pepela
Обсудить на форуме: http://inoforum.ru/forum/messages/forum8/topic651/message74866/?result=new#message74866
Короткая ссылка на новость: http://inoforum.ru/~XdOb3



Комментарии:
(Вы должны быть авторизованы для написания комментариев)