"Инофорум: слушаем мир, отвечаем миру"
©StatisRF
ИноФорум

10 Марта 2016

Донбасс через год после Минска

 
Польша

Донбасс через год после Минска

Фиаско минских договоренностей и клинч в Донбассе более отвечает планам России, нежели Запада. Украина проиграна.

Донбасс давно напоминает непогашенное пепелище. Тяжелые бои, правда, прекратились, но тяжелое вооружение из буферной зоны не выведено, и война тлеет там все время, разрушения продолжаются и гибнут люди. Год после заключения минского соглашения (12 февраля 2015 г.) практически мертвого, потому что ни один из его пунктов не был реализован. Основные пункты соглашения будут по-разному интерпретироваться по обе стороны конфликта. Донбасс хочет, чтобы сначала вступила в силу децентрализация Украины и специальный статус отдельных Народных Республик - Донецкой и Луганской, а Украина считает, что сначала должно произойти восстановление контроля Киева над целостностью украинско-российской границы. Это пат, где разницу во мнениях, кажется, невозможно преодолеть. Поскольку усиление военных действий маловероятно, конфликт имеет шансы находиться в нынешнем состоянии еще очень долго со всеми негативными последствиями для Донбасса и Украины.

В военном размере это соглашение предполагало немедленное и полное прекращение огня с 15 февраля 2015 года (п. 1), отвод всего тяжелого вооружения, по крайней мере, на 25 км от линии разграничения, что должно было начаться не позднее чем на второй день после прекращения огня и завершить в течение 14 дней (п. 2), а также контроль над выполнением ОБСЕ (п. 3). Был также пункт об обмене пленными (п. 6) и о выводе иностранных вооруженных формирований и наемников вместе с вооружением и военной техникой (п. 10).

Эту основную и самая важная часть соглашения следует считать мертвой с самого начала. Уже после подписания соглашения повстанцы завершили свое наступление и вытеснили до конца киевскую армию из так называемого дебальцевского мешка. С этого времени обе стороны обвиняются в дальнейшем разжигании боев. Ежедневно на разных точках линии разграничения происходит от нескольких десятков до более чем ста случаев артиллерийского обстрела из орудий и минометов, а иногда также из ракетных установок. Чаще всего киевская армия утверждает, что стреляет, потому что была спровоцирована. Доходило до обострения боев в больших масштабах.

Обе стороны изначально воздерживались от начала вывода тяжелой техники, и, наконец, начали его с недельным опозданием, часто только создавая видимость. Завершение процесса отвода тяжелого вооружения не произошло. Специальная Наблюдательная Миссия ОБСЕ в каждом отчете, подтверждает его наличие, и обе стороны затрудняют действия инспекции, под разными предлогами не допуская в особо важные для себя регионы. Конечно, есть подкрепленные видеоматериалами сообщения о завершении очередных этапов вывода танков и легкой артиллерии, но часто уже на следующий день они возвращались на прежние позиции. В действительности, тяжелое вооружение, все время находилось в буферной зоне в количестве необходимом для оперативных потребностей.

Дополнительные пункты соглашения также не выполняются должным образом. Мандат Специальной Наблюдательной Миссии является фикцией, учитывая настрой обеих сторон конфликта. Пункт 6 касался обмена всех пленных, но, хотя обе стороны освободили большинство задержанных еще до вступления в силу соглашения, то в настоящее время обе утверждают, что оставшиеся в плену не являются участниками боевых действий, а только обычными преступниками. Пункт 10, предусматривающий вывод иностранных войск, вооружений и военной техники, а также наемников или добровольцев из других стран был невозможен для проверки с самого начала.

Если военные договоренности не выполнены, то разговоры о других становятся беспредметными. Киев последовательно игнорирует условия перемирия, которые могли бы усилить обе Народные Республики – Донецкую и Луганскую с целью углубления их экономического коллапса и политико-социальной изоляции. Впрочем, ясно, что Киев с самого начала намеревался бойкотировать и торпедировать минские соглашения в убеждении, что на его условия согласятся под давлением Берлина и Парижа. Однако уже 17 марта 2015 года Верховная Рада приняла закон, определяющий границы округов, в соответствии с которым выборы органов местного самоуправления в Донбассе (предусмотрено в минском договоре) не могут состояться до восстановления там суверенной власти Киева, разоружением мятежных вооруженных формирований и выводом российских военных, якобы отправленных туда Москвой. Киев держит твердо позицию, что с сепаратистами не будет согласовывать никаких законов для региона.

Минск 2 также обязывает украинские власти к внесению поправок в конституцию, которые проведут реформу децентрализации с одновременным приданием региону автономии в составе Украины и фактическим подтверждением особенности сепаратистских республик. Проект соответствующего закона подготовлен, однако уже сама возможность предоставления в нем особого статуса определенным областям вызвала резкое возражение, особенно со стороны бандеровцев и поправки заблокированы. Этот проект не может сегодня рассчитывать на конституционное большинство.

Если речь идет о российской стороне то стратегическая цель ее политики по отношению к Украине остается неизменной: заблокировать интеграцию Украины с Западом и присоединить ее к своим интеграционным инициативам, а еще лучше к Евразийскому Экономическому Союзу. Россия по-прежнему рассматривает три восточнославянских народа и государств (Россия, Украина, Беларусь) как одно, и на этой основе строит свои планы возрождения. Что касается тактики, то она по необходимости гибкая. В случае с Москвой видно стремление к контролируемой деэскалации вооруженного конфликта, а также отход от проекта „Новороссии”, или создания на востоке Украины полностью независимых государств. Официально Россия декларирует поддержку территориальной целостности Украины. Не понятно, следует ли эта смена позиции (потому что это смена) из того, что проект „Новорсия” вышел из под контроля и в какой-то момент зашел слишком далеко в сторону коммунистической идеологии, что в Кремле не одобряется, или это просто влечет слишком высокие траты, которые в ситуации экономического кризиса, падения цен на нефть и участия в Сирии Москва не была бы в состоянии нести. Все это время Москва давит на реализацию Киевом политической части минских договоренностей и особенно на проведение децентрализационной реформы.

Согласно договору минское соглашение должно было действовать до конца 2015 года, но было неофициально продлено до конца февраля 2016. Этот срок как раз проходит и следует ожидать, что будет дальше молчаливо продлен еще на очередные „русские месяцы”. Ситуация патовая: в обозримом будущем Киев не в состоянии восстановить на этих территориях ни свою военную, ни политическую власть, Россия же не имеет возможности включения мятежных республик в систему украинской государственности, что, вероятно, дало бы ей больше влияния на политику Украины в целом и переложило дальнейшее финансирование этих территорий на Киев. Москве не удалось также остановить процесс дальнейшей формальной интеграции остальной Украины с Западом, хотя кажется, что никто не воспринимает там это всерьез и каждый знает, что это только политические игры России на нервах.

Следствием создавшейся ситуации является прогрессирующий коллапс - экономический, социальный, экологический - территорий, охваченных конфликтом. На Донбассе не появились работающие государственные организмы, повстанческая милиция плохо организована, а сильно урбанизированная территория, по-прежнему обезлюдивает и превращается в „черную дыру” и настоящее Дикое Поле. Предполагается, что его восстановление, которое будет когда-нибудь возможно, станет для Киева неподъемным весом. Но политически Украина не может отказаться от этих территорий, потому что это было бы поражением политического класса в Киеве и могло вызвать настоящую войну с бандеровцами.


Несмотря на все нынешнее состояние, которое не предвещает скорого решения и имеет шансы продолжаться без изменений еще очень долго, более отвечает стратегии России, нежели Запада. С одной стороны, он ограничивает поле политического маневра Киева, увеличивает потери украинского государства, компрометирует его армию и углубляет криминально-олигархический характер местных правящих клик. Является для них также выгодно алиби для отсутствия реформ, что должно эффективно отпугнуть Запад от дальнейшего сближения с Украиной. С другой стороны, такое состояние, дополнительно ведет к обнищанию украинского общества, углубляет его озлобление и недовольство, доказывает фиаско Майдана и „украинского проекта” в целом, ослабляет государство изнутри и усиливает политический спор. В конечном итоге Россия может ожидать, что измученная и разрушенная Украина вернется к Москве как раскаявшаяся расточительная дочь, в перспективе нескольких живущих поколений будет представлена для других сдерживающим фактором, как примером неудачного флирта с Западом. (BJ)

Оригинал статьи: http://jeznach.neon24.pl/post/129946,donbas-rok-po-minsku
Переводчик: Pepela
Обсудить на форуме: http://inoforum.ru/forum/messages/forum8/topic440/message57919/?result=new#message57919
Короткая ссылка на новость: http://inoforum.ru/~4NPWH



Комментарии:
(Вы должны быть авторизованы для написания комментариев)