"Инофорум: слушаем мир, отвечаем миру"
©StatisRF
ИноФорум

25 Мая 2017

Быть солдатом сегодня: работа, как и любая другая?

Die Presse - Австрия

Андреас Киршхофер-Боценхардт

Быть солдатом сегодня: работа, как и любая другая?

С отходом от идеологических точек зрения и преображением солдата просто в работника, военная профессия попала одновременно в конкуренцию с рабочими местами в экономике. К тому-же она хуже оплачиваемая.

Госпожа министр обороны переходит в атаку на собственную армию и атакует своих генералов, майоров и капитанов — это гротескно, парадоксально, но тем не менее произошло в Берлине. В первом волнении выстреленные Урсулой фон дер Лайен словесные снаряды: неисправность внутреннего руководства, отсутствие самообладания, неправильно понятый корпоративный дух на среднем уровне, особенно у командиров батальонов и рот.

Повод: один обер-лейтенант, который зарегистрировался в качестве сирийского беженца и его подозревают, что он «думает националистически» и планировал покушения на левых политиков.

Министр тем временем отступила и публично выразила сожаление, что она забыла связать свою критику с похвалой войск. Но исправить дурного восприятия уже не получилось.

Обессиленные войска

Также в Австрии военные борются с проблемами, которые выходят за рамки происходящего в Берлине. В последнее время поднимается вопрос о способности защитить свою страну во встряхиваемом конфликтами мире.

Как заявляется обе армии страдают от острой нехватки кадров. «Войска обессилены». Всё меньше молодых людей хотят идти в армию. В Австрии каждый второй подлежащий военной службе выбирает гражданскую службу. Потому их не хватает в армии.

Драматическим является недостаток состава в Германии, где с 2011 года нет обязательной военной службы. В настоящее время не удаётся даже удержать уровня 170 000 профессиональных солдат и контрактников. Особенно серьёзный дефицит специалистов в ИТ, инженерных и медицинских профессиях. Хотя в последнее время бундесвер принимает также кандидатов без среднего образования.
Изображение профессии солдата потеряло в новейшей истории свои прежние черты и изменилось в сторону заработка, в работу без какого-либо идеологического фона. В западном мире преобладает чисто технократическое базовое понимание того, что бывший глава ЦРУ генерал Майкл Хейден, резюмировал цинично: «В убивании мы довольно хороши». Итак, убивание превратилось в профессиональную специальность, собственная смерть — в несчастный случай на производстве. Рисковать жизнью, следовательно, не рекомендуют в никакой должностной инструкции. Ситуация напоминает наёмные армии в средние века.

С отходом от идейных перспектив и метаморфозы солдата в военного работника, профессия солдата попала в конкуренцию с рабочими местами в экономике. Там есть, однако, значительно более высокое вознаграждение. Соперничество со свободной экономикой усугубляется также из-за демографических изменений, а именно из-за снижения численности молодых людей.

Вербовка иностранцев?

Конечно, есть попытки этому противодействовать. В Германии манят рекламные кампании обещанием: современного жилья, ухода за детьми, работы на полдня и удалённой работой. Министр думает даже о вербовке иностранцев из стран ЕС. Такое намерение сталкивается, однако, с немецким воинским законом, который гласит: «Солдат обязан верно служить Федеративной Республике Германии и мужественно защищать свободу немецкого народа». Можно было бы ожидать исполнения этой обязанности также от греков или чехов в немецких мундирах?
Раньше быть солдатом было равнозначно с готовностью бороться за родину и собственный жизненный мир. Это была картина почти священнического служения своей стране и сохранение её традиций. Характерным для военных был кроме того высокий социальный престиж в сочетании с феодальными атрибутами и окраской элитарности, которая основывалась на неустрашимости и жертвенности. «Кто может смотреть смерти в лицо / только солдат является свободным человеком», - писал Шиллер.

Несвоевременная формула присяги?

Быть солдатом значило в конечном счёте что-то больше, чем просто осуществлять работу. Эта философская опора отражается также в военной присяге. Суть присяги солдата в этой стране гласит: «Я клянусь хранить моё Отечество, Республику Австрия, и её народ и защищать с оружием (...) и служить всеми моими силами Австрии и австрийскому народу». Молодые немцы присягают также, «... отважно защищать свободу немецкого народа».

Но отвечает ли ещё эта формула присяги современным требованиям и ожиданиям? Для мыслящих призывников может быть довольно трудно, привести её в соответствие с духом времени, который любовь к родине и привязанность к ней, слишком охотно клеймят, как вчерашние, националистические, экстремистские и опасные. Призывник должен задать себе вопрос, что ему делать со словом «народ», которое с одной стороны навязывает ему формула присяги, но с другой стороны толкуют, как осуждаемый фашистский термин и синоним для «сообщества крови». Какое отношение существует вообще между «народом», «населением» и «нацией»? Являются ли те, кто настаивают на гражданском характере народа, как, например, англичане, противниками демократии?

Кроме того призывник должен спросить себя, не живём-ли мы все уже давно в параллельном обществе с различными: этносами, культурами, владельцами двойных паспортов и двойных идентичностей. Так кого должен защищать сегодняшний трудящийся в армии? Мультикультурно смешанное общество, которое должно защитить себя даже в собственной стране от религиозного террора? И на каком месте на солдатской шкале ценностей находится оборона Европы?

Настоящий кризис идентичности

Но есть ещё кое-что: павших на войне, так учит недавняя история, воспринимают только тогда достойными почтения, когда они отдали свою жизнь за, в данный момент распространённые, «правильные» идеи. В этом аспекте, смерть миллионов молодых людей, которые погибли во Второй мировой войне в наивной вере, что они должны защищать свою родину, вытесняется из исторической дискуссии, разговор о них считается табу, если вовсе не втискивается в сферу нечестности. Погибшие под Сталинградом, Монте-Кассино или в Нормандии приравнивается в отношении их морального качества к преступниками политически извращённого режима.

Почему солдат должен принести военную присягу, если его жертва собственной жизни в мгновение ока может быть интерпретирована, как что-то отвратительное? Армии Австрии и Германии, если так на то посмотреть, имеют не только кадровые проблемы, но и настоящий кризис идентичности. Не хватает не только солдат, но и солдатского самопонимания и мотивации службы.

Оригинал статьи: http://diepresse.com/home/meinung/gastkommentar/5219760/Gastkommentar_Soldats­ein-heute_Ein-Job-wie-jeder-andere
Переводчик: Aleksander Ludwik
Редактор: Alika
Обсудить на форуме: http://inoforum.ru/forum/messages/forum8/topic851/message93058/?result=new#message93058

Короткая ссылка на новость: https://inoforum.ru/~dOgDx



Комментарии:
(Вы должны быть авторизованы для написания комментариев)