"Инофорум: слушаем мир, отвечаем миру"
©StatisRF
ИноФорум

7 Апреля 2016

«Проклятые солдаты» в свете «политической корректности»

 «Проклятые солдаты» в свете «политической корректности»

Mysl Polska, Польша

«Проклятые солдаты» в свете «политической корректности»



Не умолкают дискуссии по поводу культа «проклятых солдат». Одно, кажется, не подлежит обсуждению: обычным полякам, участникам патриотических маршей, событий, а также любителям патриотических гаджетов, нельзя отказать в благородных намерениях.

Проблема заключается в том, что эмоциональный патриотизм, оторванный от базовых знаний и не изучавшейся в школе «польской политики» может привести и, к сожалению, нередко приводит к плачевным последствиям. Есть много поговорок, наглядно иллюстрирующих этот парадокс, начиная с утверждения, что «благими намерениями выложена дорога в ад», и заканчивая утонченной сентенцией, что «фальшивая история является творцом ошибочной политики». Непродуманная акция патриотической варшавской молодежи, проведенная 29 ноября 1830 года, принесла взрыв ноябрьского восстания, поражение которого привело к ликвидации осколка, но, тем не менее, польского государства, Польского Королевства. Патриотическая экзальтация в 1860-1862 годах привела к возникновению январского восстания, результатом которого был многолетний процесс отступления польскости на разных полях.

Одним из главных наших национальных недостатков является неумение кропотливого строительства. Другим же — легкость, с которой мы поддаемся романтическим порывам, как говорил Войцех Вашутинский: культ «цветного улана». Пониманием причин наших национальных поражений мы обязаны усилиям тех разумных патриотов, которые считали, что для Польши нужно работать укрепляя ее силы, а не бороться с оружием в руках в ситуации, когда враги неоднократно превышают наш потенциал. Роман Дмовский смог построить влиятельный (а не диванный) политический лагерь, который патриотические эмоции подчинял рациональной аргументации.

Двум крупнейшим победам польского дела в XX веке: восстановление независимости в 1918 году и восстановление независимости после 1989 года, мы обязаны политике, сконцентрированной на работе для Польши и понимании необходимости достижения компромиссов. Нужно быть действительно полностью оторванным от действительности и невосприимчивым к разумной аргументации, чтобы этого не замечать. Учитывая обстоятельства, способствующие польскому делу, а также те суровые для наших интересов, трудно понять, почему в 2011 году почти единогласно Сейм утвердил день празднования «проклятых солдат». В плоскости государственной политики, это решение является свидетельством отхода от политики компромисса и объединения всех поляков, политическим разделением вместо совместной работы на благо Польши.

В чьих интересах лежит разделение вместо объединения, терзание старых ран, фокусирование внимания народа на прошлое, вместо будущего? Если кто-то считает, что я преувеличиваю, я объясняю, что культ «проклятых солдат» означает признание того, что после 1945 года польского государства не существовало. Tertium non datur (Третьего не дано). Либо Народная Польша была формой польской государственности, но тогда партизанская война была проявлением гражданской войны и уничтожением основ этого государства, либо государства польского не было, вследствие чего вооруженная борьба была единственной формой противостояния выросшей из патриотических побуждений, как, например, во время гитлеровской оккупации и советской в 1939-1944 годы.

В официальном повествовании доминирует императив вооруженной борьбы. Кто стоял в стороне, как, например, примас Стефан Вышинский (и все его сторонники), тот становится политически невероятным и даже морально подозреваемым. Таким образом, восходящая волна патриотической экзальтации отменяет разумную политику. Недействительным будет также основной принцип «Солидарности» от 1980 года, оглашающий метод стремления к постепенному достижению поставленных целей без применения насилия. Урок извлеченный из поражения варшавского восстания, стихийной партизанской антикоммунистической войны, неудачи познанского восстания в 1956 году, и кровавых демонстраций в декабре 1970 года. Мы сами отменили то, за что мир нами восхищался и что до сих пор признает нашей важной заслугой. В соответствии с нынешними стандартами, реальная картина остается приведенной к черно-белой схеме. Трудно не смотреть с грустью на превращение повествования о «проклятых солдатах» в один из канонов официально действующей «политической корректности».

Наряду с политической плоскостью, не менее важна плоскость научная, историческая. Иначе говоря, важно задание, заключающееся в воспроизведении близкого к истине образа нашего печального прошлого в первых послевоенных годах. Чтобы усилить достоверность того, что я пишу, и отразить обвинения в неприязни по отношению к «проклятым солдатам» сообщаю, что принадлежу к тем публицистам, которые первыми отметились в признании во лжи истории партизанской антикоммунистической войны. Например, уже в 1993 году я опубликовал в «Dzienniku Ba ł tyckim» (19, III) статью «Последний партизан», посвященный Станиславу Мархевке псевдоним «Рыба», убитому в бункере 4 марта 1957 года. Я написал тогда:

«Спускались со сцены дольше всех, хотя никогда раньше диспропорция сил между догоняющими и догоняемыми не была так значительна. Для одних они были бандитами, реакционерами и фашистами, для других – настоящими поляками и солдатами, верными присяге.(...) Их время ограничилось периодом 1939-1944 годов. Но они либо не хотели об этом знать, либо не имели возможности выбора. Все свидетельствовало против них – геополитика, баланс сил, социальная психология. Лидеры антикоммунистической оппозиции призывали к прекращению отчаянной партизанщины. Общество впало в сталинское исступление, «власть народа» распространялась с неудержимой стремительностью. «Паровоз истории» смел их с поверхности, а всеохватывающая пропаганда покрыла позором и презрением». Когда я писал эти слова, я не думал, что после двадцати лет, создавшаяся официальная наррация являет собой полную противоположность той, времен ПНР. Бывшие «бандиты» превратились в «рыцарей без страха и упрека». А правда о тех событиях остается до сих пор нераскрытой.

Теоретически, правду о времени «проклятых солдат» должен раскрыть Институт Национальной Памяти. К сожалению, реакция председателя ИНП на недавнее раскрытие папок Леха Валенсы доказывает, что председатель д-р Лукаш Каминский не стоял на высоте задачи, и не мог вести себя в соответствии с научным принципом действия sine ira et studio (без гнева и пристрастия). Впрочем, свободу деятельности ИНП ограничивают решения, такие как о «проклятых солдатах» от 2011 года. Если по закону Республики они являются официальными героями, то все источники, указывающие на другой образ прошлого необходимо скрыть, или, по крайней мере, притворяться что таковые не существуют.

В результате, историки были оттеснены на второй план. Их место заняли либо услужливые интерпретаторы, либо политики и публицисты, которые обладают уверенностью и не нуждаются в таком понятии, как знание. В революционные времена, такие как сегодня, проницательность, любознательность и скептицизм исследователя не являются желанными качествами. А важны: верность, правильность и послушание.


д-р Войцех Турек

Оригинал статьи: http://www.mysl-polska.pl/833
Переводчик: Pepela
Обсудить на форуме:http://inoforum.ru/forum/messages/forum8/topic480/message60504/?result=new#message60504

Короткая ссылка на новость: https://inoforum.ru/~1JgvE



Комментарии:
(Вы должны быть авторизованы для написания комментариев)