"Инофорум: слушаем мир, отвечаем миру"
©StatisRF
ИноФорум

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Социалистическое строительство в КНДР
 
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Среди людей, считающих себя «левыми», регулярно вспыхивают споры по поводу Корейской Народно-Демократической Республики. Жизнеспособен ли социализм? Каков характер корейского государственного строя? У них монархия? Социализм? Деформированное рабочее государство? Восточная деспотия? Если выделить суть, то главный вопрос, ответ на который мы попытаемся дать в данном исследовании, можно сформулировать следующим образом: «Каков характер северокорейского государства?» А точнее: «К какой общественно-экономической формации его можно отнести?»

На русском языке с момента прекращения существования СССР практически не публиковались исследования на тему социализма в Северной Корее. Зачастую все попытки анализа сводятся либо к апологетике, либо к бездумному поливанию грязью всего, что связано с северной частью Корейского полуострова. Люди пытаются выдать свои субъективные воззрения за истину в последней инстанции. У каждого своя причина, к примеру, ностальгия по СССР, ненависть к нему, либеральные или социалистические воззрения, просто попытка сойти за умного, деньги и прочие. Именно отсюда растут ноги у мнений, мол, КНДР — это Советский Союз сталинского или брежневского периода. Мы же постараемся впервые за последнюю четверть века дать объективный анализ КНДР без воплей о «тоталитаризме» и «рае на земле». Нашими ближайшими союзниками в этом деле станут материалы самих северных корейцев, которые распространяются посольством в Москве на русском языке, российских корееведов, диалектический материализм, марксистская политическая экономия, научный социализм и, конечно же, формальная логика. Мы будем оценивать материалы, приводить рассуждения и вместе с уважаемым читателем дадим ответ на вопрос: «Является ли КНДР социалистическим государством?» Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд: не один десяток любителей высокопарных речей сломали об него зубы. Главный недостаток всех имеющихся исследований заключается в том, что авторы анализируют ситуацию с позиции «что вижу, то пою». Люди элементарно не вооружены формальной логикой, проводят рассуждения с нематериалистических позиций, неминуемо скатываясь в болото идеализма.
К большому сожалению, достоверной информации о Северной Корее на русском языке крайне мало. Существует несметное множество слухов, «восхитительных историй» и «уток», распускаемых прессой 1. Мы можем пользоваться данными северокорейских и южнокорейских СМИ, понимая их заангажированность, использовать исследования корееведов, также имея в виду субъективность их оценки. Проблема такова: КНДР — изолированная извне страна, поэтому ни один источник нельзя назвать валидным на 100%. Приходится самостоятельно анализировать разные источники информации, сопоставлять их, очищать от откровенных мифов и сомнительных историй.

* * *

В качестве введения спешим предостеречь от вредной ошибки: количественного сравнения показателей двух стран по разные стороны 38 параллели с далеко идущими выводами. Излюбленная методика буржуазной пропаганды — сравнение Северной и Южной Кореи: мол, «Север» — это обладатель слаборазвитой стагнирующей экономики, тоталитарный ад, а «Юг» располагает современной, высокотехнологичной экономикой, да и вообще является примером суверенной демократии (между прочим, указанный термин, использующийся в российской конституции, впервые был введён в оборот именно в Южной Корее). Так ли это? Давайте разберёмся в объективном различии рассматриваемых стран и в том, каковы причины некорректности проведения количественных сравнений тех или иных показателей.
Во-первых, это радикальные различия во внешней обстановке. Напоминаем, что на КНДР наложено эмбарго со стороны США и её союзников. Санкции длятся уже более полувека и постоянно ужесточаются . Это означает, что Северная Корея не может легально торговать ни с одной страной, а каждое государство, вступающее в торговые отношения с ней, рискует обрушить на себя санкции со стороны стран НАТО. Таким образом, основными партнёрами КНДР являются Китай, Куба, Вьетнам и Россия. При этом не стоит забывать о шаткости сложившейся ситуации: любой из союзников может быстренько сменить милость на гнев и присоединиться к санкциям, как это, например, произошло в марте 2016 года, когда Россия и Китай поддержали резолюцию 2270 4. Во многом страна сейчас находится в положении РСФСР до заключения Рапалльского договора, в положении, аналогичном «военному коммунизму», если быть точнее.

* * *

В-четвёртых, разница в военном потенциале, а точнее в потенциале союзников. Мы можем регулярно слышать: Северная Корея, мол, является милитаризированным государством, агрессором и вообще угрозой миру и демократии. Давайте рассмотрим данное утверждение. КНДР не состоит ни в одном военном блоке (и раньше не состояла). Она всячески пытается показать свой нейтралитет и желание мирного развития, старается урегулировать отношения с Югом и со Штатами. Расходы на военно-промышленный комплекс у КНДР и Республики Корея разнятся примерно в 36 раз (!). И, если вы считаете, что расходы у «Севера» больше, то вы сильно ошибаетесь: военный бюджет Республики Корея составляет ни много, ни мало 36 млрд долларов США 7, а военной бюджет «агрессивного Севера» официально составляет около 1 млрд. Существуют неофициальные данные, объявляющие затраты Северной Кореи на военпром равными 11,5 млрд долларов, что маловероятно. Впрочем, после создания ядерного и водородного оружия, успешного запуска спутника, много средств из ВПК перенаправили в лёгкую промышленность. Таким образом, на данный момент военный бюджет КНДР составляет, вероятнее всего, 2-5 млрд долларов в год 8, что в любом случае значительно меньше затрат на «Юге». Здесь же было бы неплохо отметить, что население КНДР почти в два раза меньше населения южного соседа, что ещё раз доказывает невозможность сопоставления показателей двух государств, взятых в абсолютных выражениях.

* * *

В-пятых, различные модели развития экономики. Северная Корея использует плановую модель ведения хозяйства, Южная — рыночную. Отсюда следует невозможность сравнения ВВП ни на душу населения, ни номинального. Почему? Очень просто: при капитализме во внутренний валовой продукт (ВВП) включается и реклама, и банковские операции, и тому подобное, что к реальному производству благ никак не относится; в условиях планового ведения хозяйства подобные затраты либо вовсе отсутствуют, либо сведены к минимуму. Причём сравнение по критерию ВВП большинству кажется нормальным и естественным: если ВВП КНДР ниже ВВП Республики Корея, то и уровень жизни, пропорциональный ВВП, соответственно, ниже на «Севере». Подобное мнение, безусловно, неверно. И не только потому, что уровень жизни определяется не одним внутренним валовым продуктом, но и моделью развития. Тут же можно отметить генеральную линию КНДР на полную автономизацию, независимость от внешнего мира, в противовес засилью иностранного капитала в Республике Корея.

* * *

Японская оккупация нанесла свой неизгладимый отпечаток: страх за нацию (а именно опасение истребления корейцев японцами) даёт о себе знать вплоть до сегодняшних дней. Коммунисты в КНДР считают себя и националистами, и интернационалистами одновременно. Руководящие принципы в области национализма высказаны Ким Чен Иром в работе «О правильном понимании национализма»: «Любовь к своей нации, бережное отношение к её характерным чертам и интересам, стремление к её процветанию и развитию — таковы общие мысли, чувства, психология членов нации» 11. Далее он пишет о необходимости различать буржуазный национализм как средство одурачивания рабочего класса, использующееся для защиты интересов буржуазии, и национализм как любовь к своей нации, к своей Родине. Можно сделать вывод: под национализмом он понимает именно патриотизм. И логическое завершение статьи находим в словах: «Кроме того, национализм не противоречит интернационализму. Взаимная помощь, поддержка и солидарность между странами, нациями — вот что такое интернационализм. У каждого государства есть свои границы, у каждой нации есть свои отличительные черты; революция и строительство нового общества проводятся в рамках государства и нации. В этих условиях интернационализм сводится к отношениям между странами, нациями и предполагает национализм. Интернационализм, оторванный от нации и национализма, — это фактически бессмыслица» 12. Таково мнение Ким Чен Ира, а значит и официальная позиция правительства КНДР. В этих цитатах явно прослеживается желание сохранить нацию. Вроде бы говорят: «мы интернационалисты, но (вот это вездесущее в чучхе «но») мы не можем отказаться от идентичности своей нации».

* * *

Идеи чучхе признают исторические заслуги марксизма-ленинизма, но не рассматривают его как совершенное революционное учение рабочего класса для Кореи. В данном вопросе Ким Ир Сен исходил из слов Ленина о том, что «все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни».

Сам Владимир Ильич не рассматривал классический марксизм как законченную теорию, он рассматривал его как постоянно обновляющийся и дополняющийся с течением времени. На Корейском полуострове марксизм трансформировался в идеи чучхе. Что касается построения коммунизма, то Ким Ир Сен рассматривает этот процесс, как беспрерывную революцию в трёх областях: идеологической, технологической и культурной.

Рассматривать эти революции следует в связке, обозначают они примерно следующее:

В области идеологии — воспитание в духе коммунистической морали: прививание понимания, что труд на благо революции — дело полезное для всего общества, для всех и каждого; воспитание в духе коллективизма.
В технологической области — подготовка производительных сил, свойственных социализму, а затем и коммунизму.
В области культуры — создание социалистической культуры, что непосредственно связано с идеологической революцией, и обе их можно, по сути, объединить в революцию в надстройке. Тут же идёт борьба с реакционными и вредными традициями. Часто произведения искусства имеют социалистическое содержание и национальную форму.

* * *

Также хотим отметить, что товарищи Ким Ир Сен и Ким Чен Ир одними из первых заметили распад социалистического лагеря и Советского Союза. В 1990-м году выходит в свет первая работа Ким Чен Ира на эту тему: «Высоко неся знамя идей чучхе, отстоим и ещё более прославим социализм нашего образца», вылившаяся в цикл работ по данной проблеме. В частности, стоит отметить статьи «Клевета на социализм недопустима» и «Социализм — это наука». Он выделяет три основных причины безвременной кончины социализма в СССР и странах Восточной Европы:
Построение социализма по советским «лекалам», экономическая зависимость от Советского Союза, механическое внедрение его опыта.
Недостаточная идеологическая работа с населением, уступки коллективизма в пользу индивидуализма.
Бюрократизация, которая привела к отрыву партии от масс и к её перерождению.

* * *

Ким Чен Ир во многих работах, например, в сочинении «К некоторым вопросам, возникающим при изучении идей чучхе», упоминает: философия чучхе исходит из диалектического материализма. В таком случае, субъективный идеализм, выраженный в вождизме, тем более выглядит сомнительно. Товарищ Ким Ир Сен говорит, что история человечества есть история борьбы народных масс — к которым он относит пролетариат, крестьянство и рабочую интеллигенцию — за свою самостоятельность, то есть практически под копирку берёт теорию классовой борьбы Маркса, после чего следуют слова об устаревании марксизма. Он берёт теории и концепции Маркса, даёт им свои названия, то есть переводит на корейский язык, использует придуманные им самим термины. Если корейские крестьяне в середине XX века в большинстве своём были необразованными, и в такой ситуации упрощение научного социализма до чучхе вполне обоснованно (хотя, это утверждение тоже спорно), то сейчас неграмотность ликвидирована: все люди имеют доступ к образовательным учреждениям, и тем важнее на текущем этапе переходить от «топорной» пропаганды к научному обоснованию всех положений идеологии. По факту, если убрать сложности перевода, национальную подоплёку и роль вождя, то результатом станет марксизм. Следовательно, корейцам необходимо последовательно проводить курс на научную, а не эмоциональную, моральную и какую бы то ни было подобную критику капитализма, требуется делать упор на научное обоснование социализма с последующим переходом к марксизму.
Критика марксизма — одна из наиболее сомнительных составляющих чучхе. Почему-то эта критика сводится к наиболее пошлым выводам: «марксизм учитывает только экономику». Я полагаю, подобные оценки даны преднамеренно, дабы ещё раз подчеркнуть самобытность корейской нации, важность идей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

* * *

Основной вопрос философии в чучхе не остался без изменений.
«Основным вопросом предшествующей философии являлся вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Научное решение этого вопроса дано марксистским материалистическим положением о первичности материи, первичности бытия. На базе материалистического понимания вопроса о первоначале мира идеи чучхе поставили по-новому основной вопрос философии, сформулировав его как вопрос о месте и роли человека в мире, и дали ответ на вопрос: кто является властелином мира» .

Идеологи чучхе не причисляют себя к марксистской философии на основании того, что марксизм якобы занимался анализом только материального мира и закономерностей его движения, тогда как чучхе включает в себя ещё и «выяснение существенных особенностей человека и закономерностей, свойственных движению людей — социальной форме движения». Подробнее об этом Ким Чен Ир пишет следующим образом:
«Идеи чучхе видят в человеке не просто частицу мира, а властелина, хозяина мира и установили новое мировоззрение, которое позволяет подходить к миру, к его изменению и развитию, поставив в центр внимания человека – властелина мира. Основанный на идеях чучхе подход к миру, предполагающий, что человек находится в центре внимания, является надежным залогом обеспечения самостоятельной, творческой познавательной и практической деятельности человека – преобразователя мира и вершителя своей судьбы».

«Без диалектико-материалистического понимания объективного материального мира, конечно, научное познание и преобразование мира немыслимо, но сами по себе материалистическая теория материальности мира и диалектические положения о его непрерывности изменении и развитии не дают оснований для вывода о том, что человек занимает место хозяина в мире и играет решающую роль в его преобразовании» 21.
«Основное различие между философией чучхе и философией предшествующей исходит, в конечном счете, из разного взгляда на человека» 22.
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что чучхе является вовсе не высшей ступенью развития философии, а скорее подобием другого течения в коммунистической теории — маоизма. Роднит эти философские течения прежде всего доведенное до крайности упрощенчество, частичный разрыв со всей предшествующей философской традицией, превращение философии в утилитарно-прагматическое обоснование политики. Так, исторически необходимый лозунг, вызванный теми или иными объективными трудностями строительства социализма в конкретной стране, объявляется новаторством, следующим этапом в философии, вокруг которого строится «новое» учение

* * *

КНДР является деформированным социалистическим государством — таков наш вывод, сделанный на основании анализа базиса северокорейского общества. Основы социалистического строя в КНДР налицо, но при этом ряд явлений в идеологии и общественной жизни страны не соответствуют научным марксистским принципам, в чем и состоит деформированность социализма.

Деформированным так или иначе является любое социалистическое государство, вынужденное существовать в капиталистическом окружении, так как необходимость внешней обороны, противостояние миру капитализма, ограниченность ресурсов неизбежно приводят к отступлениям от строго научной программы развития социализма к полному коммунизму, возможному только в мировом масштабе. Различны только формы и степень этой деформации. На КНДР сказались те тяжёлые обстоятельства, в которых оказалась страна в 1990-2000-х годах, в период «Трудного похода». Тогда от маленькой Кореи отвернулись все союзники и соратники, приходилось выживать в полнейшей изоляции. Сейчас, правда, ситуация улучшается. Это тяжёлое положение вынудило руководство прибегнуть к ряду мер для сплочения народа, дабы сохранить социалистический вектор развития. Мы можем и должны осуждать обожествление вождей, националистические нотки и прочие «сомнительные элементы», особенно ярко проявившиеся в «Трудном походе», однако надо чётко понимать материальные, объективные предпосылки их появления. Северная Корея достойна уважения хотя бы за то, что, несмотря на голод и прочие напасти, не свернула с пути строительства социализма.

Как бы это кому ни нравилось, но базис северокорейского общества вполне соответствует основам социализма: собственность обобществлена, частное присвоение отсутствует, производительные силы адекватны переходному периоду от капитализма к коммунизму — социализму. Корейская Народно-Демократическая Республика продолжает идти по пути социалистического развития, не проводит рыночных реформ, совершенствует производство, повышает уровень жизни населения. Прошедший в начале мая съезд Трудовой партии Кореи не провозгласил отхода от социализма, как пророчили буржуазные «эксперты»; более того, усилил упор на плановость экономики и социалистический фарватер Республики 208. Регулярные ядерные испытания и постоянно развивающаяся ракетная индустрия, то есть созданный «ядерный щит», позволяют перераспределить государственные затраты. Часть средств из военного производства переброшена на гражданское, что и является сейчас одной из основных задач Трудовой партии Кореи. По факту, перераспределение средств ведётся с 2012 года, когда у КНДР более-менее сформировался ракетно-ядерный щит: чем больше развивается «щит», тем больше средств идёт в лёгкую промышленность и сельское хозяйство.

Полностью ознакомиться со статьей Михаила Викулина можно по ссылке http://lenincrew.com/socialist-construction/
Какое тут солнце? Какой Христос?.. когда кончаешь на суке Луне...
 
Северная Корея: Мифы и реальность



Западные СМИ — большие любители пугать своего читателя, да и не своего тоже, страшными сказками о тех или иных странах. Северная Корея, как известно, исключением не стала. О том, как живет КНДР на самом деле, а также о некоторых интересных подробностях жизни пхеньянцев Sputnik Азербайджан рассказал недавно вернувшийся из этой страны автор и редактор сайта Northeast Asian Military Studies Владимир Хрусталев.

Сильно ли отличается КНДР, о которой пишут в СМИ, от настоящей?

— Я бы сказал, радикально отличается от того, что обычно пишут про страну в блогах, мейнстримовых медиа и так далее. По крайней мере Пхеньян.

— Что первое бросается в глаза по приезде в страну?

— Отличия серьезные начинаются еще в местном аэропорту. Много людей в той самой униформе (военной и не только), которая ассоциируется с репортажами из Северной Кореи. Это первое сильное впечатление. Что мне особо понравилось сразу — нет разного рода толп зазывал про "Вам надо такси?". Все так спокойно, плавно, нешумно. При этом людей достаточно. Само здание аэропорта вполне новое (введено в строй в 2015 году), аккуратное, стильное, чистое. В общем, все нормально
Несмотря на рассказы про отбирание мобильных телефонов и смартфонов — этого не было. Да, их сначала забрали, но после недолгого изучения отдали обратно. Изучение телефонов в основном сводилось к снятию панелей корпусов для проверки и заполнения неких бланков одновременно с выписыванием оттуда данных загранпаспортов.

— Как вы туда попали?

— Авиарейсом из Владивостока. А если без иронии, то я был в составе московской делегации Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН. Прибыли мы по приглашению Корейской ассоциации работников общественных наук (КАРОН).

— Когда разговор идет о Северной Корее, то одна из главных тем — это вопрос с продуктами питания. Как там с этим?

у— Если в двух словах — уж чего в Пхеньяне точно нет, так это голода. И явно уже давно. Хотя, конечно, по людям порой видно, что на их телосложении сказались голодные 1990-е и несладкие 2000-е. "Трудный поход" не мог не отразиться на людях. Но сейчас это в прошлом. Удалось побывать неоднократно и в разных ресторанах и ресторанчиках, и разных магазинах, от небольших до торгового центра "Кванбок". Пхеньянцы явно поесть любят, и текущая экономическая ситуация им вполне дает такую возможность. Хотя, конечно, общепит и розничная торговля – это несколько разные стороны тамошней жизни. Отдельно стоит отметить отличное и разнообразное тамошнее пиво.

— А как там с магазинами?

— Если речь о еде, то ситуация такова. Магазины есть, и они там, конечно, разные. И хоть выбор порой не столь разнообразен, но это что угодно, только не поздний СССР точно. Касаемо самих магазинов — по-разному. В каких-то выбор, как в наших небольших магазинчиках "у гостинок", в каких-то как в наших нормальных серьезных продуктовых. Выбор есть, это главное. Очень многие товары теперь представлены в вариантах от нескольких местных производителей. Упаковка также практически не отличается от соседей по Азии (Китай, Япония, Южная Корея), хотя пока заметно, что производители активно экспериментируют с форматами. Иногда какие-то товары четко связаны с одной страной. В "Кванбоке" на первом этаже я видел довольно интересный момент с кофе на полках. "Обычные" варианты черного кофе в зернах, молотого, растворимого разных сортов — все из Вьетнама. Нетрадиционщина вроде "зеленый кофе", "белый кофе" — из Малайзии. Но затариться местными сладостями (довольно широким списком) и пивом я смог без проблем. Сказки про "пустые полки" или там "на всех полках только томатный сок" оказались просто сказками. Серьезно удивило то, что в магазинах Пхеньяна обнаружились разные молочные продукты. На рынках побывать не удалось, не было времени. Но вот купить мороженое в киоске довелось. Нормальное такое апельсиновое мороженое. Снаружи мягкий фруктовый лед, внутри обычное мороженое.

— А все эти рассказы, что магазины с реальным выбором только для партийной элиты и только за валюту?

— Опять же, можно вспомнить тот самый "Кванбок", про который ходят легенды, что это некая "мегаберезка" или что туда якобы ходят как в музей. Ни то, ни другое правдой не является. Цены указаны в местных вонах. Иностранцу деньги менять лучше прямо в магазине (на каждом этаже есть касса-обменник). Местные пользовались своими вонами. Я пользовался в основном юанями — проблем не возникало. Какой-то "элитарности", "запретности" и "музейности" я тоже не увидел. Первый этаж — масса народу с тележками нагребала покупки, включая явных пенсионерок. На втором — разные промтовары. Я там по случаю даже купил сумку себе для обратной дороги. На третьем фудкорт. Аудитория оного тоже не произвела впечатления чего-то отличного от среднего пхеньянца с улицы. Людей много, люди разные, и часть явно из совсем простых. Лично видел, выходя оттуда, как двое местных радостно несли коробку с телевизором, на которой было написано "32 дюйма". Не похоже это на "музей". Хотя интересная деталь: по большому счету везде, где мне приходилось бывать и по программе посещений, и вне ее — была возможность расплачиваться долларами и юанями.

— А что с общепитом?

— Ну я скажу про свой опыт общения с ним. Пересказывать корейскую кухню текстом занятие так себе. Она вкусная. Собачатину, к сожалению, попробовать не было времени. Но вот привычные свинина, говядина, баранина, креветки — с этим все в порядке. Много где можно прийти, заказать и с удовольствием съесть.

— Насколько это доступно для простых людей?

— Как и везде, ценник зависит от статуса и формата заведения. Но ни разу мне не доводилось бывать в заведении, где никого бы не было. Скорее наоборот. Бывал в заведениях для иностранцев и для местных. В последних и после полуночи жизнь вполне себе продолжается. Хотя они часто прячутся в неких поворотах и закоулках относительно основных улиц. Для народа попроще есть и места попроще. К примеру, недалеко от Пхеньянского вокзала есть местечко, где довольно много таких уличных (если так можно выразиться) пивных да шашлычных. Их издалека выдает запах мяса и горящих углей. Хотя там скорее продаются не шашлыки, а "шашлычки". Вечером мест просто нет! И клиентура внешне не отличается от обычных людей "с улицы". Рядом забегаловки и ресторанчики, причем разного калибра. От народных до посерьезнее. Я, ради эксперимента, помимо корейской кухни в одном из них заказал экзотические для местных вафли с мороженкой — и их принесли, и они были вполне вкусны. Так что как-то не вяжется это все с рассказами про КНДР в стиле "Голодающее Поволжье".

— Как сам Пхеньян?

— Производит одновременно приятное и немного фантасмагорическое впечатление. Приятное, потому что это город с довольно большими пространствами между зданиями. И огромным количеством зеленых насаждений. При одновременном отсутствии шума автомобилей. Немного фантасмагоричен из-за некоторых особенностей организации пространства и ритма жизни. Он порой выглядит аномально малолюдно на фото. На видео же (и тем более в реальности своими глазами) он намного, намного живее. Хотя если приглядеться и к фото, люди видны и часто довольно много. В первую очередь это вызвано как особенностями визуальных эффектов от городской планировки, так и тем, что "все на работе". В беседах с местными этот вопрос тоже поднимался. Если шутливо-утрировано: то, что для нас малолюдно, для многих местных выглядит наоборот. Дескать "как много праздно шатающихся в рабочее время". Шутки шутками, но это явно очень другая урбанистика. Но урбанистика урбанистикой, а ранним утром и уже после окончания рабочего дня Пхеньян становится достаточно многолюден. Параллельно резко увеличивается число автомобилей на дорогах. Любопытный факт, довольно приличную долю автомобилей встречающихся в Пхеньяне составляют грузовые. И среди них очень много автобетоносмесителей. Это объясняется строительным бумом в столице.

— Строительный бум?

— Да. В последние годы государственные власти явно стараются сделать Пхеньян современнее. Самая последняя из введенных в строй улиц — это та самая Рёмен, которую сдали в апреле этого года. Я там был и могу сообщить, что люди явно обживают территорию. На балконах появились цветочки, на детских площадках играют дети и так далее. Видел вполне бытовую сцену — двое людей пенсионного возраста активно ругались в мобильный телефон, сидя на улице рядом с запакованным диваном.

— Эти новые дома не сугубо пропагандистские бутафории?

— Нет. Мы были на улицах-новостройках на Рёмене и на улице Мирэ. Всюду есть явные признаки обжитости людьми, вплоть до бабушек, детей, играющих на детских площадках, сушки ковров и многого другого. И еще нам показывали образцово-показательную квартиру в одном из зданий на улице Мирэ. Я потом выяснял у тех, кто давно в Пхеньяне работает, и они подтвердили, что квартиры вполне себе настоящие и там живут реальные люди. В новостроях на улице Мирэ нам показывали квартиры с жилой площадью (без учета лоджии) более 200 квадратных метров. В других новостройках площади якобы колеблются от 100 до 200 квадратных метров жилой площади, в зависимости от проекта здания. Но это именно тот самый новый жилой фонд, активно вводимый с 2012 года! Квартиры в старом значительно меньше.

— Что-то как-то слишком хорошо. Прям так все безоблачно?

— Ну погода была в основном безоблачной. Это да. А так, конечно, проблемы есть. Городские улицы вечером достаточно темны — электричество экономится на освещении, хотя, как говорят живущие там давно коллеги, уже не так истово, как еще несколько лет назад. Одна из причин — ввод новых ГЭС в последние годы. Но для радикального улучшения обстановки нужны новые мощности, и их строят, и строят еще. Местные специалисты сообщили нам и о планах развития ядерной энергетики. Ибо очевидно, что одних ГЭС даже с ветряками и солнечными батареями все равно не хватит для радикального изменения ситуации. Город очень чистый, все идеально покрашено, подметено. Но во многом это держится на очень масштабном по размаху и охвату ручном труде как горожан, так и коммунальщиков. Нефть и нефтепродукты поступают в страну в очень малых объемах. В городе строительный бум, но значительную часть строек ведут разного рода армейские стройбаты. Однако, строек все равно очень и очень много. Тем не менее страна явно двигается вперед, и не только в области развития своего оборонного потенциала. Как-то вечером я даже обратил внимание, что из гостиницы отовсюду по городу видны в ночи мерцания от работающих на разных стройках сварочных аппаратов.

— Как сегодня в Северной Корее воспринимают давление, оказываемое на них извне?

— Как инструмент посягательства на их суверенитет и на их право на жизнь со стороны врагов.

— Значительно ли сказалось действие санкций на обычной жизни жителей страны?

— Я был лишь в Пхеньяне, но ничего такого связанного с конкретно последними санкциями не заметил. Они уже четверть века существуют в тех условиях, в которых большая часть стран мира гарантированно посыпалась бы через пару лет. Думаю, проблемы серьезные, но они имеют огромный опыт в решении подобных проблем.

— Военно-техническая мощь Кореи действительно такова, как ее заявляет Ким Чен Ын?

— Мне в ходе поездки показывали кое-какие объекты и вещи, которые обычно иностранцам не показывают. Так что мой ответ однозначен — их очень-очень сильно недооценивают. И заявления руководства страны о новых "подарках" для США строятся на вполне реальном фундаменте.

— А какое самое ваше главное впечатление от поездки?

— Самое сильное — это когда сначала удается посмотреть по местному ТВ выпуск новостей про испытания ЗРК "Молния-5", а потом увидеть его пусковую установку непосредственно. То есть, не по телевизору, а на расстоянии вытянутой руки. Незабываемо. Ну и по части женской красоты Пхеньян — выдающийся "цветник". Это явно городу в плюс.
https://ru.sputnik.az/world/20170607/410622820/kndr-realnost-mif-glazami-eksperta.html
Какое тут солнце? Какой Христос?.. когда кончаешь на суке Луне...
 
Большая подборка фотографий обычной бытовой жизни в Северной Корее. Фото сделаны осенью 2018 года































































































































































https://dambiev.livejournal.com/1338259.html
Изменено: Дракон - 01.11.2018 12:27:20
Какое тут солнце? Какой Христос?.. когда кончаешь на суке Луне...
 
Сканы журнала "Северокорейской моды" 2017-2018.
Как утверждает автор, данный журнал не продается в магазинах для иностранцев и показывает текущие представления о моде в Северной Корее со стороны государства, то есть - что государство рекомендует/предлагает носить.

Автор статьи удивляется, так как он думал, что в Северной Корее все носят одежду в стиле "милитари", но на деле все немного не так.
Из этого делается вывод, что рост доходов населения и потребления при младшем Киме находит отражение и в модных тенденциях, которые идут несколько дальше формальной строгости и аскетизма, которые постулирует идеология чучхэ-сонгун (или скорее ее упрощенное восприятие за границей).


Одежда в официальном каталоге для корейцев, представлена "Центром исследований одежды" при Министерстве продуктов питания и товаров повседневного спроса.
Центр проводит политику повышения привлекательности одежды для северо-корейских женщин с увеличением разнообразия дизайна для удовлетворения запросов граждан.

В начале журнала красуется вдохновляющая цитата Ким Чен Ына:

«Одежда должна изготавливаться по-разному, чтобы соответствовать современным ощущениям, и в то же время правильно воплощать врожденные характеристики нашего (корейского) народа».









































Описание на английском https://www.nknews.org/2019/01/make-women-more-beautiful-inside-a-north-korean-fashion-magazine/


Пы.Сы. Фотки подгружаются через жопу, так что лучше смотреть по ссылке. Довольно занятно.
Изменено: Дракон - 19.01.2019 09:44:32
Какое тут солнце? Какой Христос?.. когда кончаешь на суке Луне...
 
Из статьи Ким Чен Ира 1990 года о причинах поражения социализма в СССР и Восточной Европе. Статья была написана еще до ликвидации СССР.

Основная причина того, что в ряде стран партии рабочего класса переродились под влиянием современного ревизионизма, состоит в том, что они не могли правильно решить вопрос преемственности руководства партии.

В любой стране партия получает здоровое развитие до тех пор, пока у руля партии стоит выдающийся руководитель, который повел революцию к победе в трудной борьбе. В ряде стран с началом смены поколений уже давно назрел вопрос о преемственности партийного руководства, но он не нашел правильного решения. Новые люди, унаследовавшие руководящее положение в партии, начали ревизовать революционную линию и политику, разработанные руководителями, осуществившими социалистическую революцию в трудных условиях, начали клеветать на них, разрушая их авторитет и престиж. Социализм непрерывно развивается, и на пути его продвижения встает немало вопросов, ждущих нового решения. Но социализм совершенствуется во весь период от начала революции до ее окончательной победы путем унаследования, обогащения и развития достижений и опыта предыдущих времен. И тогда, когда партия рабочего класса ведет революцию и строительство нового общества в суровых испытаниях, складываются бесценные революционные традиции, достойные быть вечным образцом, и разрабатываются руководящие установки, которых следует неизменно придерживаться. Само отрицание этого славного прошлого партии уже означает ее перерождение. Те, кто отрицает преемственность партии, созданной и развивавшейся в ходе суровой борьбы, все без исключения были изменниками делу революции.

Настоящие революционеры во всем мире сегодня выражают глубокое уважение и доверие к нашей партии. Это объясняется именно тем, что мы неизменно наследуем и развиваем созданную товарищем Ким Ир Сеном партию и ее дело. В странах Восточной Европы дело социализма терпит поражение, а в нашей стране социализм победоносно идет вперед. Такая противоположность действительных результатов ясно показывает, что преемственность руководства партии есть коренной вопрос, от решения которого зависит судьба дела социализма.

Главная причина перерождения партий рабочего класса современным ревизионизмом заключается и в том, что они не установили принципов чучхе и допускали низкопоклонство в революции и строительстве социализма.

Коммунистическое движение — самостоятельное движение. Утверждение принципов чучхе — это его жизнь. Главным идеологическим течением, мешающим установлению принципов чучхе в коммунистическом движении, является низкопоклонство. По сути своей низкопоклонство есть контрреволюционное идеологическое течение, разъедающее самостоятельное сознание народных масс. Поскольку коммунистическое движение является самостоятельным движением, осуществляемым силами самих народных масс для достижения их самостоятельности, в его рядах ни в коем случае не допустима низкопоклонническая психология. Низкопоклонство — проводник идей ревизионизма, капитализма и всякого рода другого контрреволюционного яда. Партии многих стран, погрязшие в болоте низкопоклонства, не смогли разглядеть ревизионизм, приняли его без всякого разбора и, в конечном счете, внедрили даже идеи капитализма. Заразившиеся низкопоклоннической психологией не только не могут отличать правду от кривды, но и не в состоянии отразить напор внешних сил. В прошлом, когда современные ревизионисты вмешивались во внутренние дела других стран, некоторые партии послушно подчинялись им. Причина в том, что они не установили принципов чучхе и допустили низкопоклонство. Раньше многие партии не раз потерпели большой урон, допуская низкопоклонство и безропотно идя по чужим стопам, но они все-таки не стряхнули с себя пыли низкопоклонства и слепо следовали за другими. В последнее время партии некоторых стран, зараженные психологией низкопоклонства, послушно следовали за другими, когда те, разыгрывая фарс с «перестройкой», оказывали нажим. Втянутые в водоворот «перестройки», они потерпели полный крах.

Выступать против низкопоклонства и установить чучхе — это становится еще более важным, жизненным вопросом при нынешних условиях, когда большая страна, которую раньше возвеличивали партии многих стран, теперь, скатившись в болото современной социал-демократии, в открытую вступает в сговор, сообщничество с империалистами во главе с американскими, идет дорогой измены революции. Та большая страна, которая раньше выдавала себя за оплот социализма, сегодня дошла до того, что целиком продает даже завоевания революции, добытые ценой крови и пота своего народа на протяжении более 70 лет. И понятно, что взяться за руки с врагом и продать своих друзей — для нее пустяковое дело. Люди иных стран, которые с давних пор шли вместе с нами в общей борьбе за социализм и коммунизм, сегодня, сговорившись с империализмом США и сдружившись с марионетками Южной Кореи, из кожи лезут вон, чтобы продать и наш народ. Мы никогда не допускали быть проданными кем бы то ни было и ни в коем случае не допустим этого и впредь. Нынешняя действительность убедительно подтверждает, насколько верным было то, что наша партия последовательно выступала против низкопоклонства и прочно установила принципы чучхе.

Ход перерождения партии рабочего класса, подверженной влиянию современного ревизионизма, был процессом отступления от революционных принципов. По сути своей ревизионизм — контрреволюционное идеологическое течение, выхолащивающее революционные принципы. Защищать революционные принципы или отбросить их — вот каков важнейший критерий, отличающий революционную партию от оппортунистской. Отказаться от революционных принципов и примириться с классовым врагом — такова природа присущая оппортунизму. Если партия поступится революционными принципами одним за другим, то она не сможет сохранить свой исконный облик и, в конце концов, переродится.

Соблюдение революционных принципов партией рабочего класса означает: отстаивать его классовые требования и коренные интересы революции и развертывать на этой основе строительство партии и партийную деятельность. Это — коренное требование, исходящее из миссии партии рабочего класса. Великое дело партии рабочего класса, направленное на осуществление самостоятельности рабочего класса, всех трудящихся масс, совершается в ходе ожесточенной классовой борьбы против врагов всех мастей, попирающих самостоятельность. Чем дальше продвигается революция, тем яростнее пытаются классовые враги сорвать дело революции. Следовательно, партия рабочего класса должна твердо придерживаться революционных принципов вплоть до окончательной победы революции.

Если начнешь отказываться от революционных принципов, то поступаешься ими без конца. Бросишь один из них — на очереди второй, а далее постепенно и все принципы и так, в конце концов, погубишь саму партию и революцию. Об этом наглядно свидетельствуют события, происходившие в партиях ряда стран Восточной Европы. Под давлением империалистов современные ревизионисты уступали один за другим революционные принципы и начали давать «зеленый свет» веяниям буржуазной либерализации. Подобные уступки постепенно расширялись, и дело дошло до того, что они, полностью отказавшись даже от основных принципов революции, целиком продавали империалистам и классовым врагам партию и ее дело. Империалисты и другие реакционеры всячески пытались оторвать и нашу партию от революционных принципов. Однако наша партия ни на йоту не отступила от своих революционных принципов и развернула непримиримую борьбу с любыми малейшими попытками отказаться от них. Когда современные ревизионисты, капитулировавшие под нажимом империалистов, ослабляли партийное руководство и приводили партию к гибели, наша партия всемерно усиливала свою боеспособность и руководящую роль. Такая непреклонная революционная принципиальность позволила ей прославлять себя как великую партию, имеющую непобедимую силу, которую не смеет тронуть любой враг, как славную партию, достойно совершающую великое дело социализма с высоко поднятым знаменем революции.

Процесс систематического перерождения партии, проходивший длительное время под влиянием современного ревизионизма, привел к ее организационному крушению с появлением современной социал-демократии.

Современная социал-демократия открывает путь к реставрации капитализма под вывеской «перестройки». Сами инициаторы политики «перестройки» не скрывают, что путь, по которому они идут, ведет к обществу вроде капиталистических стран, в которых, мол, осуществлена социал-демократия. Учитывая, что современная социал-демократия является проникшей в коммунистическое движение буржуазной идеологией, можно считать ее продолжением современного ревизионизма. Однако современная социал-демократия является не простым продолжением современного ревизионизма. Это есть его самая реакционная разновидность. Ревизионизм — контрреволюционное идеологическое течение, выхолащивающее сущность революционной теории рабочего класса путем ее ревизии. Однако современная социал-демократия не ограничивается ревизией революционной теории рабочего класса, а во всем отрицает ее. Осуществляя стратегию «мирного перехода», проводимую империалистами, современные социал-демократы пытаются приукрашивать ее разноцветными вывесками, такими, как «демократичный социализм», «гуманный и демократичный социализм», «современная демократия», «демократическое гражданское общество».

Cреди буржуазных реставраторов, проповедующих «мирный переход социализма к капитализму», существуют различные политические силы и группировки. Есть среди них и открытые классовые враги, в том числе бывшие крупные помещики, капиталисты и их потомки, есть и идеологические перерожденцы коммунистического движения, которые выступают против социализма, строя наивные иллюзии о некоем «третьем пути». И среди современных социал-демократов, трубящих о «перестройке» как примере «третьего пути», налицо разношерстные группировки, каждая из которых выступает со свойственными ей идейками и утверждениями. Но, какими бы ни были их концепции и утверждения, те, кто мечтает о «третьем пути», крича о «перестройке», все равно являются гнусными изменниками революции, осуществляющими стратегию «мирного перехода», проводимую империалистами. В борьбе против социализма империалисты и другие реакционеры вначале соблазняют слащавыми речами современных социал-демократов, мечтающих о «третьем пути», а по мере нарастания социального хаоса толкают реакционные силы правого крыла на полное отвержение социализма. Первым объектом, на который буржуазные реставраторы направляют острие атаки с целью уничтожения социализма и восстановления капитализма, является партия рабочего класса — направляющая сила социалистического общества. Буржуазные реставраторы прибегали к гнуснейшим попыткам подорвать доверие народа к партии, чтобы разрушить партию рабочего класса. Чтобы атаковать партию рабочего класса, они всячески раздували недостатки, имеющие место внутри партии. Разумеется, партия рабочего класса должна вовремя исправить наблюдаемые в своих рядах недостатки, решительно преодолевая бюрократизм, партчванство, коррупцию и другие нездоровые явления. Однако недостатки внутри партии, какими бы значительными они ни были, должны преодолеваться путем внутрипартийной борьбы. Однако буржуазные реставраторы, когда в партии дали о себе знать недостатки наподобие бюрократизма, партчванства и коррупции, как бы поджидали время для использования их, нападали на партию под вывеской «гласности». Они умышленно приписывали обнаруженные внутри партии недостатки самому руководящему положению партии и даже революционным принципам партийного строительства, подстрекая людей на ослабление руководящего положения и роли партии, а затем и на ее разрушение.

Недостатки, обнаруженные в некоторых партиях рабочего класса, не имеют ничего общего с природой партии. Откровенно говоря, если бы партии рабочего класса последовательно придерживались революционных принципов в партийном строительстве и партийной деятельности в соответствии со своей миссией как авангарда революции, то не допускалось бы разрастание подобных недостатков. Буржуазные реставраторы, преувеличивая допущенные внутри партии недостатки и выдумывая новые, яростно атаковали партию и, не ограничиваясь этим и пользуясь своими руководящими постами в партии, занятыми заговорщическим методом, в организационном порядке навязывали контрреволюционную линию, направленную на полное выхолащивание руководства партии и разрушение ее самой.

Буржуазные реставраторы, разглагольствуя, что партия должна проводить «свою политику в рамках выборного законодательного органа» и что нужно осуществить «отделение политики и экономики», отказались от партийного руководства социалистическим государством и административно-хозяйственными учреждениями. Кроме того, они, ратуя за какое-то «партнерство» партии и общественных организаций, выхолостили партийное руководство последними. Твердя о деполитизации вооруженных сил, учреждений общественной безопасности и других органов диктатуры, они предприняли контрреволюционные меры для запрещения деятельности партийных организаций в указанных структурах. Под вывеской «гласности» они вывели всю идейно-культурную жизнь из-под контроля партии рабочего класса и всесторонне внедряли буржуазную идеологию и культуру. Все это является гнусной контрреволюционной акцией, цель которой — превратить партию рабочего класса в бессильное существо, не имеющее никакого руководящего влияния на общество.

https://prorivists.org/doc_kim_jong-il-1990/ - полностью по ссылке
Какое тут солнце? Какой Христос?.. когда кончаешь на суке Луне...
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)